§ 180. С
прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как
название единого верховного существа (в монотеистических религиях). С прописной
буквы пишутся имена Бога в разных религиях, напр.: Иегова,
Саваоф, Яхве, Иисус Христос, Аллах, Шива, Брахма, Вишну; имена языческих
богов, напр.: Перун, Зевс, Молох, Осирис, Ра, Астарта, Аврора,
Вакх, Дионис. Так же пишутся собственные имена основателей религий,
напр.: Будда, Мухаммед (Мохаммед, Магомет),
Заратуштра (Заратустра); апостолов, пророков, святых, напр.: Иоанн
Предтеча, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец (но: Николай-угодник), Георгий Победоносец.
Примечание. Слово бог в формах множественного числа, а
также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со
строчной буквы, напр.: боги
Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
§ 181. С
прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый
Бог у христиан; также Святая Троица), имена Божии лиц
Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово
Богородица; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний,
Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек) и Богородица
(напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия); прилагательные, образованные от слов Бог,
Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля,
храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном
значении — строчная буква, напр.: божественный 'восхитительный';
то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья
коровка).
Слова апостол, пророк, святой, преподобный,
мученик, блаженный и т. п. перед собственными именами пишутся со
строчной буквы, напр.: апостол Павел, преподобный Сергий
Радонежский, мученик Ириней, святой Василий Великий, блаженная Ксения
Петербургская, но: Пресвятая Богородица, Пресвятая
Троица.
Примечание 1. В позиции после собственных
имен те же слова могут писаться по-разному, и это определяется в словарном
порядке. Ср., напр.: Илья-пророк,
но Василий
Блаженный.
Примечание 2. В церковно-религиозных (молитвах,
проповедях и т. п.) и религиозно-философских текстах с прописной буквы пишутся
местоимения, заменяющие слова Бог,
Божий, напр.: Да святится
имя Твое; да будет Его святая воля.
Примечание 3. В устойчивых сочетаниях,
употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется
писать бог (а также
господь) со
строчной буквы. К ним относятся: (не)
бог весть или
(не) бог знает (кто, что, какой)
— 'о ком-, чём-н. не очень важном, незначительном', бог (господь) его знает — 'неизвестно, не знаю', бог с ним (ней, тобой, вами) — 'пусть будет
так, ладно, согласен (хотя мне это и не нравится); бог с тобой (вами) — выражение несогласия, бог знает что — выражение
возмущения; не дай бог, ради бога, убей (меня) бог, как бог на душу положит и
др.
Не следует писать с прописной буквой междометия ей-богу, боже, боже мой, господи, господи боже мой,
бог ты мой, боже сохрани, боже упаси в отличие от тех случаев,
когда формы Боже, Господи выражают
обращение к Богу. В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так,
может быть написано слава Богу
(если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога) и
слава богу (если по
контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: В тот раз он, слава богу, пришёл вовремя!).
Но в сочетании не слава богу 'неблагополучно'
прописная буква невозможна (Унего
всё не слава богу).