О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знаки препинания в конце предложения
Знаки препинания в начале предложения
Знаки конца предложения внутри предложения
Членение предложения с помощью точки
ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тире между подлежащим и сказуемым
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
Знаки препинания при однородных определениях
Знаки препинания при однородных приложениях
Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
Знаки препинания при обособленных приложениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами
Знаки препинания при сравнительных оборотах
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ
Знаки препинания при прямой речи
Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
Выделение кавычками необычно употребляемых слов
Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения
Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ
§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, подглавок и т. д.), а сам текст — в логической четкости членения. Последнее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил.
Для обозначения частей перечней используются: прописные буквы и римские цифры — в качестве показателя высшего уровня членения;
арабские цифры — для обозначения среднего уровня членения;
арабские цифры со скобкой и строчные буквы со скобкой — для обозначения низшего уровня членения.
При использовании данных обозначений соблюдаются правила:
а) строчные буквы не употребляются без скобок;
б) после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка;
в) римские цифры и прописные буквы употребляются без скобок;
г) после прописных букв и римских цифр, использованных в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка;
д) после прописных букв и римских цифр, использованных в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обозначении крупных разделов), точка не ставится;
е) при рубрицировании посредством цифр и букв со скобками части текста отделяются друг от друга либо запятыми, либо (при значительной усложненности) точками с запятыми; точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и цифр без скобок;
ж) с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных цифрами и буквами с точками; со строчных — рубрики, оформленные цифрами и буквами со скобками.
Некоторые примеры:
1. Строительные материалы и изделия:
1) природные каменные;
2) керамические, получаемые в результате обжига глины (кирпич, керамические блоки, черепица, облицовочные плиты и т. п.);
3) вяжущие вещества (известь, цементы, бетоны);
4) искусственные каменные материалы и изделия (силикат- ный кирпич, асбоцементные и бетонные изделия);
5) лесные материалы;
6) металлические материалы;
7) стекло и изделия из стекла;
8) теплоизоляционные материалы;
9) лаки, краски и др.
Ср. возможный вариант:
I. Строительные материалы и изделия:
1. Природные каменные.
2. Керамические, получаемые в результате обжига глины:
1) кирпич,
2) керамические блоки,
3) черепица,
4) облицовочные плиты и т. п.
3. Вяжущие вещества:
1) известь,
2) цементы,
3) бетоны.
4. Искусственные каменные материалы и изделия:
1) силикатный кирпич,
2) асбоцементные и бетонные изделия.
5. Лесные материалы.
6. Металлические материалы.
7. Стекло и изделия из стекла.
8. Теплоизоляционные материалы.
9. Лаки, краски и др.
§ 165. Если перечень оформлен как составная часть предваряющего его предложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невозможны знаки конца предложения (точки) внутри перечня.
Некоторые примеры:
Перемена призывного участка допускается лишь до 1 мая года призыва. После этого срока перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:
а) переведен администрацией на работу в другую местность;
б) переехал на новое место жительства в составе семьи либо в связи с получением жилплощади;
в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направ- ляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.)
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достиже- ния 18лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации.)
§ 166. Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинающееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой. Например:
Состав подписи меняется в зависимости от вида и особенностей иллюстраций:
а) под иллюстрациями издания ставят только порядковый номер: 1,2, 3 и т. д. Делается это тогда, когда нет нужды определять содержание изображаемого: всё ясно из самой иллюстрации (например, воспроизведены обложки книг), а условное сокращённое обозначение представляется излишним по соображениям экономичности или художественно-оформительским;
б) под иллюстрациями издания ставят условное сокращённое обозначение рис. и порядковый номер иллюстрации: Рис. 1, Рис. 2 и т. д.;
в) под иллюстрациями (всеми и некоторыми) ставят только тему изображения (собственно подпись). Делается это в случаях, когда иллюстрации непосредственно не связаны с текстом и в тексте нет прямых ссылок на них. Например, под портретами ученых в учебнике, где другие иллюстрации пронумерованы...;
г) под всеми иллюстрациями издания ставят и условное сокращённое обозначение иллюстрации с порядковым номером и собственно подпись. Делается это тогда, когда все иллюстрации тесно связаны с текстом и текст содержит ссылки на них... (Справочная книга редактора и корректора).
§ 167. Система нумерации рубрик может складываться только из арабских цифр с точками, где вхождение в предыдущую рубрику обозначается наращиванием цифровых показателей, например:
1. Знаки препинания в рубриках
1.1. Знак препинания в конце рубрики
Точку в рубрике, вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.
После рубрики в подбор с текстом точка необходима.
Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняют.
1.2. Точка в середине заголовка
В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.
1.3. Точка после номера, литеры, родового обозначения Точку ставят, если номер, литеру и т.д. набирают в одну строку с тематическим заголовком, и опускают, если номер, литера и т.д. выделены в отдельную строку. Напр.:
Глава 1. Рубрикация Глава 1
Рубрикация
2. Внутритекстовые ссылки на рубрики и обозначенные части текста
2.1. 2.2.
и т. д. (Справочная книга редактора и корректора.)