§ 149. Во всех
прочих случаях (не регламентируемых § 147 — 148) при отсутствии в
контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и,
следовательно, отличить частицу не от приставки не-, пишущий должен проверить, какие слова — усиливающие
отрицание или подчеркивающие утверждение — возможны по смыслу в данном
контексте.
При возможности подстановки слов, выражающих
противопоставление или усиливающих отрицание (вовсе, отнюдь и
др., см. § 147), не пишется раздельно, напр.: Путь туда (отнюдь) не далёкий; Погода была
(нисколько) не жаркая; Он (далеко) не
спокоен; Они (ничуть) не виновны; Живут они (вовсе)
не богато; Признаться в своей ошибке (вовсе) не унизительно; Уехал, но (отнюдь) не надолго;
Может быть, (вовсе) и не плохо, что он туда не попал;
Разобраться в этих правилах (ничуть) не легко.
При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение
(очень, достаточно и др., см. § 148, п. 4), не пишется слитно, напр.: Путь туда (очень)
недалёкий; Живут они (весьма) небогато;
Погода была (достаточно) нежаркая; Он (очень) неспокоен; Они (явно) невиновны; Уехал, но
(очень) ненадолго; Может быть, (очень) и
неплохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко.
Примечание. В отличие от причастий (см. § 150),
при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание, см. § 147,
п. 2) написание таких прилагательных с не остается слитным, напр.: несвойственная ей роль, незнакомый мне человек,
неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству,
в недоступных для детей местах, остров давно необитаем.
Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, чтб
он хочет выразить: отрицание признака — и тогда написать не отдельно
от следующего слова (напр.: он не здоров, не важно, не редки
случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём)
или утверждение признака — и тогда написать не слитно (ср.:
он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно,
неудивительно, недемократическим путем). От выбора написания будет
зависеть и понимание написанного читающими.