§ 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн(ый), -ствен-н(ый), -енн(ий)
и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от
существительных, напр.: соломенный (от солома),
обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), клюквенный (клюква),
оспенный (оспа), ведренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар);
утренний (утро); позиционный (позиция), эмиграционный (эмиграция), экскурсионный
(экскурсия); то же в слове внутренний (от наречия:
внутри, внутрь).
Примечание. В словах ветреный и тундреный (от ветер, тундра) как исключение в суффиксе
пишется одно н. Однако
приставочные прилагательные безветренный,
наветренный, подветренный пишутся с двойным н.
От прилагательных с суффиксом -енн(ый)
следует отличать прилагательные с суффиксом -ян(ый), -ан(ый);
они пишутся с одним н, напр.: глиняный,
серебряный, полотняный, кожаный (см. § 45).
В трех прилагательных — деревянный, оловянный
и стеклянный — выделяется суффикс -янн-,
который пишется с двойным н.
С одним н пишется суффикс
прилагательных -ин(ый), напр.: соловьиный, куриный, мышиный, гостиный (гостиный двор); то же в
существительных гостиная, гостиница (но ср.
прилагательное гостинный, см. § 95).
Примечание. Написание следующих
прилагательных определяется в словарном порядке: с одним н пишутся смышлёный, мудрёный; с двумя н — измождённый, изнеможённый, напыщенный, медленный,
отчаянный.
В существительных с суффиксом -енник пишется
двойное н, напр.: путешественник (от
путешествовать), предшественник
(предшествовать), свойственник (свойство), соотечественник (отечество), единомышленник
(мысль, мыслить), злоумышленник, соумышленник (умысел), утопленник (утопиться),
ставленник (ставить), численник (число), лапшенник (лапша).
Однако одно н пишется в словах ученик (от учить(ся), труженик (трудиться), мученик,
бессребреник, сребреник (название монеты), вареник.
Примечание. О двойных согласных в заимствованных
(иноязычных) суффиксах существительных см. § 108.
§ 181. С
прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый
Бог у христиан; также Святая Троица), имена Божии лиц
Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово
Богородица; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний,
Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек) и Богородица
(напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия); прилагательные, образованные от слов Бог,
Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля,
храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном
значении — строчная буква, напр.: божественный 'восхитительный';
то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья
коровка).
Слова апостол, пророк, святой, преподобный,
мученик, блаженный и т. п. перед собственными именами пишутся со
строчной буквы, напр.: апостол Павел, преподобный Сергий
Радонежский, мученик Ириней, святой Василий Великий, блаженная Ксения
Петербургская, но: Пресвятая Богородица, Пресвятая
Троица.
Примечание 1. В позиции после собственных
имен те же слова могут писаться по-разному, и это определяется в словарном
порядке. Ср., напр.: Илья-пророк,
но Василий
Блаженный.
Примечание 2. В церковно-религиозных (молитвах,
проповедях и т. п.) и религиозно-философских текстах с прописной буквы пишутся
местоимения, заменяющие слова Бог,
Божий, напр.: Да святится
имя Твое; да будет Его святая воля.
Примечание 3. В устойчивых сочетаниях,
употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется
писать бог (а также
господь) со
строчной буквы. К ним относятся: (не)
бог весть или
(не) бог знает (кто, что, какой)
— 'о ком-, чём-н. не очень важном, незначительном', бог (господь) его знает — 'неизвестно, не знаю', бог с ним (ней, тобой, вами) — 'пусть будет
так, ладно, согласен (хотя мне это и не нравится); бог с тобой (вами) — выражение несогласия, бог знает что — выражение
возмущения; не дай бог, ради бога, убей (меня) бог, как бог на душу положит и
др.
Не следует писать с прописной буквой междометия ей-богу, боже, боже мой, господи, господи боже мой,
бог ты мой, боже сохрани, боже упаси в отличие от тех случаев,
когда формы Боже, Господи выражают
обращение к Богу. В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так,
может быть написано слава Богу
(если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога) и
слава богу (если по
контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: В тот раз он, слава богу, пришёл вовремя!).
Но в сочетании не слава богу 'неблагополучно'
прописная буква невозможна (Унего
всё не слава богу).